Машков - гений (лк)
2004 год.
Режиссер: Владимир Машков
В ролях: Владимир Машков, Егор Бероев, Андрей Розендент
При просмотре русского кино я не рыдала вечность.
Вчера мы с лк извели пачку белых салфеток, которые - по счастью - всегда есть у нее в сумке.
Хорошо, что в начале фильма мы отсели в конец ряда.
Билеты нам продали в серединку. Слева от меня сидела лк, с упоением поглощающая яблоко, а справа подсело юное создание лет восемнадцати –стриженое и в джинсах. лк начала нагло похихикивать, подталкивая меня локтем в бок и приговаривая: привыкай хахаха привыкай. Но это совсем другая история. В общем, мы отсели.
Не верьте тому, что написано про фильм Папа в рекламных проспектах и в интернете. Люди, которые писали проспекты, из всего фильма видели несколько кусков и написали полуправду. Пусть им будет стыдно.
Фильм Папа снят по роману Галича Матросская тишина.
Повествование начинается где-то с середины 20-х годов. В захолустном провинциальном маленьком городке живет еврейский папа с сыном. Папа работает кем - то вроде завсклада, жульничает и пьет. Мальчик учится играть на скрипке. Каждый день какая-нибудь семья уезжает из городка Москву. Мальчик мечтает вырасти и тоже уехать в Москву –учиться в консерватории. А пока- в свободное от скрипки время - он играет с местными мальчишками, ворует у отца из альбома старые открытки с видами городов, дарит их любимой девочке и ставит на кон в споре кто последним спрыгнет с рельс, пропуская куда-то идущий поезд.
Так они друг друга любят и наказывают –отец и сын. Один –тем, что ворует открытки –главное богатство отца - и врет, что не брал, второй – тем, что поднимает на сына руку и приходит домой в стельку пьяным.
30-е годы. Давид приехал в Москву, учится в консерватории, живет в общежитии, подает большие надежды. В один из дней из консерватории отчисляют его соседа по комнате в общежитии – тоже очень талантливого скрипача. За то, что тот не отказался от своего отца –врага народа. И тогда Давид врет секретарю партийной организации общежития, что его отец –дирижер, работает дирижером оркестра в маленьком провинциальном городке.
В общежитии вечеринка. На вечеринке секретарь партийной организации объявляет, что кандидатура Давида утверждена представлять консерваторию на Всесоюзном конкурсе скрипачей.
В это время папа –который ни разу в жизни не выезжал никуда дальше своего города Тульчин – сходит с поезда в Москве –он приехал к сыну. С чемоданом и двумя котомками – лук, чеснок, курица, варенье, сливы. Он идет по вокзалу, приволакивая больные ноги. Он пугается в метро эскалатора и не знает, как зайти в электричку.
Он приходит к сыну в самый разгар вечеринки – прямо туда, где вовсю идет веселье. Давид ошарашен. Ему стыдно. А отец от радости бормочет все подряд, знакомится с секретарем партийной организации, говорит, что раз сын учится в консерватории, то он может считать себя честным человеком и забыть про все свои «комбинации» на складе.
Лежа в комнате на кровати Давид говорит отцу ты все испортил и будь ты проклят.
-Ты хочешь, чтобы я уехал, Давид? –спрашивает отец – А когда?
Сын молчит. Тогда отец достает из кармана мешочек и говорит - вот, возьми деньги, ты извини, что я не присылал, я просто копил, чтобы побольше получилось.
И уходит.
1941 год. Давид отказывается от брони и идет на фронт. Он получает письмо из своего родного города. Ему пишут, что его отец был расстрелян на городской площади вместе со всеми другими евреями, которые находились в городском еврейском гетто.
Однажды в поезд, переоборудованный в больницу, грузят раненых. Среди них –11 тяжелых. Среди них - Давид. У него осколочное ранение в живот и руку. Руку придется ампутировать. Он лежит на боковой полке вагона накануне операции.К нему приходит отец.
И Давид просит рассказать, как все было. И отец рассказывает, как им велели взять свои вещи и куда-то повели. Кто-то надеялся, что их отпускают из «нашего гетто». Но Папа сразу понял все. Он не взял никаких вещей. Только детскую скрипку Давида и свой старый альбом с открытками. Потом вещи у них отобрали. И все.
Когда часть Давида вошла в Тульчин, он не узнал свой город. Стена, возле которой расстреливали евреев, стала стеной плача.
И Папа говорит сыну - это неважно, что ты не будешь играть в Большом зале консерватории. Сын твой будет. Он будет знать, что это ты вырастил его таким. А это ведь и есть та родина, за которую ты воюешь.
А потом Папа спрашивает:
– Это ты тогда взял мои открытки из альбома?
- Да, – говорит Давид – я тебе соврал.
- Ложь для меня самое ужасное. Я сам всю жизнь врал, поэтому я знаю. Ты не ври больше никогда.
И Папа уходит.
Конец фильма.
Надпись наискосок: нашим папам посвящается.
Фильм снят очень лаконично. Без истерик. Очень честно и очень трогательно. Очень бережно. Очень душевно.
Сыграли все блестяще. И какая работа ассистентов! Подобрали настолько похожих актеров– Давид в детстве и Давид взрослый, Ханна в детстве и Ханна взрослая, Таня в детстве и Таня взрослая.
Очень хорошо Андрей Розендент сыграл маленького Давида. В роли Давида большого - Егор Бероев.
А Папу сыграл сам Машков. Машков все сделал гениально. Здесь он с бородой, гнилыми зубами, проплешиной в сальных волосах, с безумными глазами. И он не боится быть таким. Правдивым. Не приукрашенным.
И в этом, может быть, его главный талант.
ps Очень жаль, что теперь стало совсем очевидным - в нашем кино все премии и призы все-таки покупные. Как можно было, имея в конкурсной программе фильм Папа, отдать Гран-при фильму Водитель для Веры?
Сколько должен был заплатить Чухрай, а?
Фильм Машкова получил приз зрительских симпатий.
pps Папа- это кино, за которое не стыдно.
Спасибо Машкову.
За то, что он заставил плакать. Нас – поколение, которое и плакать-то почти не умеет.
И играть на скрипке. И собирать открытки с видами городов. И быть честными.
ppps
Фраза фильма:
- Папа, ты прости меня, что я тебя прогнал тогда, в общежитии.
- Да я и забыл уже про это.
- Зато я, я помню!
|