Чухня Чухрая
2004 год.
Режиссер и автор сценария: Павел Чухрай
В ролях:Богдан Ступка, Андрей Панин, Игорь Петренко, Алена Бабенко
Это ужас. Чудовищная смесь «Анкор, еще Анкор!», «Утомленные солнцем», «Благословите женщину» и даже «Магнитных бурь». Худшее из возможного.
Зачем и для кого Павел Чухрай снял фильм «Водитель для Веры» - неизвестно.
Нет, ну понятно, что в перспективе Чухрай рассчитывает на Оскар – Михалков же получил за Утомленных солнцем. Но Чухрай не учел, что Дапкунайте и Меньшикова переиграть невозможно. И какой пиар у Михалкова. И что избитую морду советского военачальника американцы уже видели. Кроме того, зря Чухрай не посмотрел фильм Тодоровского «Анкор, еще Анкор!» Потому что если б посмотрел – не снял бы Богдана Ступку в роли Гафта и Игоря Петренко в роли Евгения Миронова.
У меня претензии возникли с самого начала –когда я увидела, что фильм частично продюсировала Украина и львиная доля актерского состава имеет украинские фамилии (Ступка, Петренко, Бабенко). Почему надо снимать русское кино с украинскими актерами мне непонятно. Играли –кстати –ужасно. Еще куда ни шло - Богдан Ступка, Андрей Панин и Игорь Петренко, но все женские роли – провальные (начиная с «актрисы» Марины Голуб и заканчивая дочкой БГ Алисой).
Кроме того – почему на всем протяжении фильма не было видно то половины голов главных героев, то их ног, а то и титров? Чухрай снял фильм на какую-то особую пленку? Украинскую? А?
Сюжет фильма прост. 1962 год. Детдомовский мальчик служит в армии – водителем. Волей случая он попадает в Крым – водителем к генералу Крымской армии (?) У генерала какая-то невнятная генеральская дача – полуразрушенная, с сараями поблизости. В сарае приходится жить водителю (но недолго). Еще у генерала есть больная дочь Вера (больная в том смысле, что у нее что-то с ногами –она слегка хромает). Как-то раз водителя посылают за Верой – и он в нее влюбляется (на тот момент он ее еще не видел в полный рост, а только лицо). Кроме генерала и Веры на даче живет некий тип (кгб-шник- дураку понятно - он же Панин), домработница и повариха. Вокруг ходят бомжи – тоже кгб-шники -по совместительству садовники. С пистолетами. Бред страшный.
Водитель оказывается странно бойким для 20-летнего юнца из детдома. Например, он сразу начинает флиртовать с Верой, интересуется у генерала, как тот съездил в командировку, и по-хозяйски разговаривает с домработницей.
Кроме всего прочего, водитель оказывается невероятно глуп. Сначала он попадается на разводку Панина -тот его вербует –и водитель начинает стучать на генерала. Потом его разводит домработница – предлагает ему план действий –жениться на генеральской дочке, а спать с ней. Водитель начинает с ней спать. В остальное время он занят тем, что «помогает» Вере и подъедает черную икру за генералом.
Вера с первых же кадров оказывается беременной, аборт делать поздно. Однажды водитель повез Веру к отцу ребенка. Дальше смотреть стало затруднительно. Отцом ребенка генеральской советской дочки у Чухрая стал кубинец (!!!)
Причем, похоже, кубинец служил в советской (крымской) армии – Чухрай снял его почти на плацу, почти голым, моющим щетину после игры в баскетбол с неграми. Откуда в 1962 году в Крыму негры и кубинцы мне никто не смог объяснить. Даже лк, которая шипела –сценарий такой, сценарий!!! Вот откуда в Магнитных бурях пошли танки- оттуда же здесь негры и кубинцы. Вообщем, кошмар.
КГБ копает на генерала, Вера влюбляется в водителя (водителя зовут Витек), водитель готов воспитывать чужого ребенка. За это генерал обещает ему сбытие мечт – учебу в Военной Академии. Вера рожает, Витек нянчится с ребенком, генерал прячет в сейф какую-то секретную папку и увольняет домработницу. Панин начинает искать папку генерала.
Поиски приводят к тому, что в один из дней в дом являются какие-то уроды в бахилах и голубых комбинезонах – дезинфекция (!!!) Какая дезинфекция, почему вдруг, откуда такие уроды – все эти обстоятельства невыяснены.
Всех выселяют из дома на ночь, остается один генерал, который решил –видимо- охранять папку в сейфе. Витек в эту ночь должен уезжать учиться в Москву.
И вот едут они прочь от дома– он, Вера, ребенок, повариха, няня - по темному лесу – и вдруг Вера вспоминает, что забыла положить Витьку в чемодан свою фотографию – а это,мол, плохая примета (?) Витек – недолго думая –разворачивает машину и едет назад. Вера вбегает в дом как раз в тот момент, когда уроды в комбинезонах срывают с шеи ее папаши ключ от сейфа с папкой –т.е. душат. Вера орет, в нее стреляют и убивают. Все это видит Витек, который побежал в дом, как только услышал выстрелы. Он прячется в саду.
На улицу выскакивает Панин, говорит няне и поварихе, что Вера убила папашу, а папаша ее, те убегают прочь, запихав ребенка в багажник. Витек тоже убегает, потом возвращается, забирает ребенка и уезжает на машинке. За ним начинается погоня. Дан приказ уничтожить Витька вместе с ребенком. Витек бросает машинку, прячется в какой-то пещере, где его находит Панин. Тут Панин проявляет чудеса благородства и оставляет Витька с ребенком в живых, проорав, что в пещере никого нет и фразу фильма «блядская жизнь». Витек - не будь дурак - бежит к домработнице, которая живет в какой-то страшной халупе за колючей проволокой, оставляет ей ребенка и убегает прочь с криком я вернусь. Конец фильма.
О. Нет, ну Магнитные бури были, конечно, страшнее, но это тоже ужасный бред. Ужасный. Как смог Чухрай написать ТАКОЙ сценарий и после этого еще что-то по нему снять – загадка.
Это кино про больных людей. Ну ладно, Вера –она больная по-всамделишному. Но остальные (!!!) Почему генерал не понимает – кто на него стучит, почему Витек не понимает вообще ничего, почему, наконец, такая дура Вера – вот главные вопросы, который возникли у меня.
лк заинтересовало другое: когда генерал работает и почему все друг с другом так разговаривают? Генерал на самом деле вместо работы занимался дочкиной судьбой – аборт-не аборт, рожать-не рожать, спать с Витьком -не спать и т.д. А разговаривали друг с другом все хамски. Причем даже домработница с генеральской дочкой. Как такое было возможно в 1962 году – неизвестно.
Кроме прочего, осталась масса мелких вопросов. Один из самых мелких –зачем Чухрай Это снял?
И я не понимаю –почему мы до сих пор позорим себя, свою страну и свою историю, снимая такой вот бред. Ведь заявят Веру на Оскар - я более чем уверена- американцы посмотрят, поржут над тем, как русские в очередной раз сами себя высекли – и покажут фигу. Чухрай уже возил на Оскара Вор. Но это был куда более достойный фильм.
А мы еще говорим, будто в России жив великий кинематограф.
ps на кинофестивале Кинотавр- 2004 фильм Водитель для Веры получил главную премию –Золотую розу.
pps нас с лк сильно беспокоит –как могли дева Богдан Ступка и близнец Панин ввязаться в такую авантюру….
|