Школа злословия - Ирена Лесневская и Никита Михалков: за и против
Фактически темой Школы злословия с Иреной Лесневской было само телевидение (видимо, это стало модным на канале Культура –то Швыдкой в своей Культурной революции сталкивает Ивана Урганта с кинодокументалистом Манским на тему Наше телевидение-лучшее в мире, то теперь вот Толстая со Смирновой).
Лесневская сразу сказала, что любила советское телевидение, а нынешнее не любит, поскольку оно стало зависимым. Ведущие попытались развить тему в том направлении, что, мол, цензура была в то, советское, время -ой-ой-ой, какое уж тут творчество. Татьяна Толстая заметила, что в 80 годах она писала вроде как свободно, но в то же время все время чувствовала себя в каких-то рамках. Цензура- она в голове- ответила на это Лесневская.
****
Я внимательно таращилась в телевизор, мотивируя это внутри себя тем, что мне интересно кое-что сравнить. Буквально неделю назад гостем Школы злословия был Никита Михалков (могу предположить, скольких усилий пришлось потратить на это Дуне Смирновой, потому что непосредственно перед эфиром она буквально умоляла Толстую, настроенную по отношению к Михалкову весьма скептически, не обижать бедного Никиту Сергеевича- ибо она, Дуня, так сильно любит их обоих). В итоге разговор с Михалковым состоял из полуприседаний обеих –как Смирновой, так и Толстой –перед великим и могучим Никитой Сергеевичем, позволявшим себе называть их змеями (возможно, это такой юмор. ага). Для меня разговор потерял интерес сразу, как только я увидела молящиеся на Михалкова глаза Смирновой и присмиревшее лицо Толстой. Михалков свою миссию исполнил с блеском - сыграл себя бога в очередной раз.
***
Лесневская -она, конечно, оказалась словоохотливой теткой (даже, пожалуй, более словоохотливой, чем лк) рассказала много интересного. Для Толстой со Смирновой один из главных вопросов состоял в том, чтобы выяснить –как смогла внучка расстрелянных, дочь ссыльных и жена диссидента работать на телевидении – самом конформистском из всех возможных мест работы. Рассуждения Лесневской на эту тему еще раз подтвердили давно созревшую во мне мысль о том, что все-таки самое главное в жизни- заниматься тем, что доставляет тебе удовольствие. Лесневская сказала, что она вообще ни о чем таком не думала, просто работала в свое удовольствие, делала авторские программы, по несколько часов отстаивала свое мнение в кабинете у начальства –и это ее радовало.
***
Зашел разговор о власти. Лесневская про власть поговорить была рада и отметила, что никогда не пойдет на баррикады и не будет подписывать коллективные письма – она перелезет через ограждения и выскажет все, что думает, лицо в лицо.
На контрасте- Михалков неделю назад- рассуждал о том, что любая власть хороша, поскольку она от бога. И с любой властью надо сотрудничать. И он сотрудничает. Потому что -прежде всего- любит создавать, а не разрушать. Именно по этой причине он ненавидит диссидентов и все другое, что оказывает сопротивление –т.е., по его мнению, разрушает. В этот момент мне показалось, что из передачи может выйти что-то стоящее, потому что Толстая прищурила глаз и спросила -а что –любая власть -от бога? Любая- ответил Никита Сергеевич. И начальник ЖЭКа -тоже от бога? Тут Михалков притормозил и начал выкручиваться -мол, да- вот нет начальника ЖЭКа -а потом - бац -попадает какой-то человек в поле зрения бога – и – он уже начальник ЖЭКа. Бог так захотел. Ты, говорит бог, Валерий Александрович, Николай Владимирович, Игорь такойтович, и будешь начальником -такова моя, божья, воля. А выборы- встряла Смирнова- получается –воля народа- воля божья? Михалков опять как-то засуетился. И снова ответствовал да.
***
Тема сотрудничества была затронута и в разговоре с Лесневской. Гостья рассказывала, как в начале 90-х три телекомпании объединились –поскольку хотели создать общественное телевидение (ну да-орт)– и как она ушла, когда увидела, во что это общественное телевидение превратилось. Я не могу простить Березовскому и Гусинскому того, что они первыми начали покупать журналистов и доказали, что все падки на деньги и славу.
Независимой журналистики в России сейчас не существует.
***
Когда Никиту Михалкова Толстая со Смирновой спросили о том, будет ли он еще делать «маленькие» фильмы для души, Михалков ответил, что хотел бы, но он еще не наигрался в «большое» кино- самое фантастическое ощущение – описывал Никита Сергеевич – это когда ты видишь, как огромное, красочное несется на тебя – и у тебя в голове происходит нечто совершенно невероятное. А рассказывать истории про маленьких людей Михалкову сейчас неинтересно.
(стала я думать. Может, можно понять Никиту Сергеевича? Я вот была на выступлениях лучших фигуристов России. Катается, например, чемпион мира среди юниоров – ах, какая красота. А потом выходит сборная Татарстана по синхронному катанию – 20 человек –19 девочек и один мальчик –в красных костюмах – и движется на тебя это огромное, красочное. И ты думаешь –ах, какаякрасота, какаякрасота. Именно так- два раза думаешь:)) Может, и прав Никита Сергеевич?)
***
Толстая со Смирновой рассуждали за чаем после беседы с Лесневской об искажении телевизором. Вот, говорят, ведем мы передачу – иронизируем -а потом нас превозносят за пафос или наоборот мило настроены к собеседнику - а нас потом обвиняют в издевательстве над ним. Как такое может быть? Получается, что где-то в телевизоре стоит искажатель. И телевизор надо вешать в красный угол. Там, где дыра в сакральное.
И на замечание Лесневской, что телевизор- это способ не быть одиноким, особенно тем, кто не имеет понятия об Inetrnet, Толстая заметила, что телевизор и Internet-вещи противоположные. Интернет -это книга, мы ее читаем, тогда как не мы смотрим телевизор, а телевизор смотрит нас.
Вы слишком серьезно, девочки, относитесь в телевидению, -отметила Лесневская, - жизнь –это игра. А телевидение –это двойная игра. И сегодня основная беда телевидения состоит в том, что нет новых идей. По-настоящему творческих людей стало мало. Телевидение крутится вокруг одного и того же – голландская endemol –производитель всех реалити-шоу – приехала а Москву за поиском идей- а их тут нет. И негде взять.
Конечно- откуда их взять – идей-то –когда мы снимаем фильмы про воздействие чего-то большого и красочного. И не надо говорить о том, что сейчас люди другие – в 80-х 3 миллиона подписывалось на журнал Новый мир, а сейчас таких наберется с комнату. Сидящая напротив меня Оля вместо того, чтобы корпеть над белыми с черными росчерками бумагами читает в интернете Сто лет одиночества Маркеса.
Сто лет одиночества маленького человека, про которого Никита Михалков не хочет снимать большого кино.