Рената Литвинова  

***
Я сейчас встречаю много одиноких прекрасных мужчин, и они все защищаются. Я вижу беззащитность скорее у мужчин, чем у женщин.
***
Я раньше вообще не читала русских писателей. Мне очень нравится Томас Манн, он оказал на меня колоссальное влияние, потом я очень люблю Гоголя, Бунина. Чехова. И еще медицинскую энциклопедию я очень люблю. А из теперешних я недавно прочитала Садур, которую никогда в жизни не читала. Я люблю Петрушевскую, я читала "Время - ночь". Я считаю, что это замечательный роман и начала сейчас читать "Чапаев и пустота" Пелевина. Мне нравится, но пока я не все прочитала.
***
Я очень политична. Я обожаю говорить про политику. Меня можно сильно увлечь, разговаривая про политику, но, думаю, что молодые люди лучше, чем пожилые, у них есть способность чувствовать, и они могут быть ранимыми, а в зрелом возрасте эти ощущения притупляются, человек теряет способность влюбляться, быть раненым в душу... А зачем молодым интересоваться политикой? Чем больше ей интересуешься, тем больше понимаешь, что там все ненатурально, эти люди неинтересны, они идут туда, чтобы приблизиться к нашему миру.
***
…97% человечества очень подневольно чужой воле, то есть они очень зависимы, поддаются гипнозу. Вы же видели - стоит гипнотизер и целый зал в его руках! Поэтому люди очень внушаемы, и я считаю, что такое слабое большинство может действовать разрушительно, оно превращается в стадо...
***
Это фикция - мода на запахи. Это скорее воспоминания детства, потому что ими пользовалась моя бабушка, и когда я чувствую этот запах, для меня он больше, чем приятный запах. Мне его приятно носить на себе, как будто он защищает что ли, может быть она со мной в эти моменты, я не знаю. Это так сентиментально... а почему бы и нет? В дождь с ним тепло, а в холод он согревает.
***
- Мне кажется, мистическое чувствуют все, просто эти способности притупляются, исчезают. С этими силами нельзя входить в тесный контакт - они очень разрушительны для человеческой природы. Я тоже обо всем не рассказываю - иначе посчитают, что я в безумии пребываю. Это настолько субъективно и необычно для реалистичной жизни. Мне какие-то сведения поступают чуть ли не в снах. Иногда на некоторых людей, которых посылает судьба, снятся досье. Вот я человека встретила, и из небесного архива мне присылается во сне том документов: биография, родители, чем заболеет, когда умрет, какие у него фотографии в кошельке, сколько там денег.
***
- Бывает, иногда просто ответы "да" и "нет" снятся. Вот ты с человеком общаешься, а тебе говорят: нет и нет. Неужели получается, что все связанное с этим человеком обречено на провал? Что это значит? Но если обо всем этом рассказывать совсем в деталях, то это граничит... Ну существует же нормальная жизнь... А с другой стороны, может это все - какое-то особое ко мне высшее внимание.
***
- Для брака обязательно должна быть сфера общих интересов. Физические увлечения вообще вызывают у меня отвращение. Мне не нравится и когда в кино показывают голых актеров, часто немолодых. Или молодых, и заставляют их там крутиться на простынях. У меня к ним такая жалость просыпается! Если нет любви, секс представляется мне чем-то неэстетичным, некрасивым. Если с человеком нет духовного общения, то все теряет смысл. Муж должен быть другом, соратником, он должен тебя жалеть. Все должно строиться не только на материальном и физическом. Но у нас с мужем - волшебное совпадение.
***
- Я родилась в Москве, у меня мама - врач, отец - врач. Мы не жили с отцом. Отец - красавец. В него было влюблено много женщин, у него было много-много детей... В детстве я была совсем альбинос, я все время сгорала на солнце, у меня были такие белые-белые волосы. Сочинять начала рано. Я вечно была на продленках каких-то и я была такой Шахерезадой - все время истории рассказывала... и на переменках тоже... Тогда я поняла, что это очень тяжелый труд - рассказывать истории, и труд этот должен быть хорошо оплачиваемым. Долго держать интерес - это так изматывает. Вот я сейчас вспоминаю, что все время кому-то морочила голову рассказами. Не из корыстных побуждений, а просто это во мне было.
***
- В фильме "Нет смерти для меня" вы задавали вопрос, может ли красота быть бессмертной.
- Как мне этот мой фильм нравится! Я уже говорила, что могу отказаться от всех своих так называемых заслуг, но никогда - от этого фильма. Для меня там открылась Нонна Мордюкова. Я, конечно, и раньше знала, что она великая русская актриса, но такого масштаба личности не представляла. Она гений, абсолютный небожитель. На этом фильме я поняла, что гении - персоны нон грата, рядом с ними все меркнет, с ними невыгодно быть рядом даже талантливым и хорошим людям. Они одиноки и не востребованы, в работе то же. Даже то, что Нонна Викторовна сделала в моей картине, - только малая часть ее. У нас же картина была не вполне документальная: были долгие гримы, и каждая актриса входила в свою роль. В ту себя, которой хотела представиться. И здесь я бы отдала преимущество Нонне Викторовне. Потом у меня была большая нежность к Татьяне Самойловой. Мне кажется, у меня с ней получилось. И совсем по-новому мне открылась Окуневская, которая...
- ...которая вам все время дерзила...
- ...нет, она мне не дерзила. Но после съемок она дала такое странное обо мне интервью. Она там такого обо мне наговорила! Это было как неожиданный удар.
- Это извечная оппозиция уходящей красавицы и действующей.
- Правда? А зачем нужна такая оппозиция? Это не мудро. Она мне говорила: "В вашем возрасте менять профессию"... А я думала, какой такой у меня возраст? Я про нее сказала: "Уважаю ее возраст". Меня спросили: "И все?" Я промолчала. Думала, что коварные красавицы только в книжках встречаются!
***
- Люди часто не отличают настоящее от ненастоящего. Только время все ставит на свои места. Так и рейтинги на телевидении - бывают высокими и у совершенно кошмарных передач, и у хороших. Тут какая-то дьявольская несправедливость.
***
- Какие мужчины вам нравятся?
- Состоявшиеся, которых я могу за что-то уважать.
- У вас есть проблемы в общении с людьми?
- С людьми нет. Я могу быть проблемной в работе.
- Был ли у вас в детстве кумир?
- В детстве вряд ли. А сейчас Нонна Викторовна Мордюкова.
- Вы поете?
- Нет. Когда нужно и меня заставляют петь - это душеранимо.
- Вы водите машину?
- У меня есть права, но мне не доверяют. Мне инструктор сказал: "Знаешь, останови машину. У меня в жизни сейчас все хорошо, и я лучше выйду.."
- Ваше любимое занятие?
- Оно не одно. Поработать, сделать так, чтобы муж был доволен, мама, короче, все любимые. Теперь еще и мое дети!
- У вас есть фобии?
- Я боюсь только личных потерь.
- А мании?
- Я помешана на осветительных приборах. Обожаю покупать старые лампы, зеркала...
- У вас есть любимая эпоха?
- Мне хотелось бы родиться, когда в Голливуде снимали черно-белые фильмы. Но мне вполне и сейчас комфортно.
***
- Человек с годами не меняется внутри - изнашивается лишь его тело, оболочка. А душа остается молодой, желающей любить, как и в юности. В семьдесят лет можно любить с такой же силой, как и в шестнадцать. Что же касается фильма, то мы делаем скорее не римейк, а экранизацию пьесы Радзинского. Картина, которую снимает Вера Сторожева, будет называться "Небо. Самолет. Девушка". Такая история любви, написанная кровью.
***
- Сложно дать четкую формулировку, что такое "любовь". Это что-то такое... Без чего жизнь неинтересна, да и не нужна. Но это становится ясно только тогда, когда ты встречаешь свою любовь. Точно так же, как и счастье иметь детей становится очевидно только тогда, когда они появляются на свет. Я раньше, как и многие, думала, что дети вовсе необязательны. А как только родила Ульяну, то поняла, как это важно. Сразу же захотела второго ребенка. Вообще, может быть, иметь детей и любить и есть наше предназначение на Земле? Сильно заблуждаются те женщины (чаще всего это актрисы, балерины, спортсменки), которые считают, что дети отнимают силы и время. Они просто не знают, что это такое. Не родив, нельзя познать счастья материнства. Хотя в этом незнании, может, и заключается их сила.
***
…я считаю, что жертвовать никогда не надо. Даже ради ребенка. Причем для его же пользы. Нередко матери чуть ли не в лепешку расшибаются, чтобы сделать жизнь своих детей беззаботной. А в результате вырастает совершенно беспомощное существо, неприспособленное к жизни, которое на упрек матери, что, мол, она всем пожертвовала ради него, ответит: "А я тебя просил?"
Мне кажется, для ребенка гораздо важнее иметь реализовавшуюся мать. Которая, разумеется, будет его воспитывать. Ведь все идет из детства. Я где-то прочитала, что даже ожирение объясняется недостатком внимания, недополученного в детстве.
***
Любовь - это желание отдавать, а страсть - желание брать. В творческих семьях, когда жена подчиняет свою жизнь служению таланту мужа, на мой взгляд, тоже главенствует не любовь. Любая жертва неоправданна. Для меня важнее, чтобы с человеком было интересно. Вот мой муж. Я никогда не встречала таких умных людей, с которыми можно до утра разговаривать. Или просто молчать, когда молчание не в тягость, а, наоборот, приятно.
***
- Нет, для меня измена абсолютна немыслима. Зачем нужен секс без любви? Ради простой физиологии? Ну, если только в молодости. А сейчас, когда мне тридцать с небольшим, для меня измена - это что-то грязное. Так же, как и ревность. Человека нельзя насильно удерживать возле себя. Если любишь - отпусти. Потому что все рано или поздно аукается. Никого нельзя ни удержать, ни завоевать. Если привязать человека к себе против его воли, то потом всю жизни надо будет подпитывать его зависимость. А это невозможно и обязательно когда-нибудь закончится. Только уже с потерями для тебя самого.
***
- Деньги - это большое испытание. Особенно для людей, которые разбогатели неожиданно и решили, что все продается. Увы, не все это испытание проходят. Конечно, слова о том, что с милым рай и в шалаше, абсурдны. Неустроенный быт может убить любые чувства. Но и купить их тоже нельзя. Понимание этого приходит с годами. Все несчастливые романы - это уроки, которые дают человеку опыт. Так, по крайней мере, было у меня.
***
- Согласно христианской религии, однополая любовь - огромный грех. И не мне переписывать вековые законы. Впрочем, я лично никого не осуждаю. Но, как правило, любовь между мужчиной и мужчиной или женщиной и женщиной заканчиваются одинаково несчастливо. Я думаю, что человек бросается в омут однополой любви только из-за того, что не находит свою половину. Встреть тот же гей какую-нибудь замечательную женщину, может, он смог бы изменится и стал счастлив? Хотя негармоничные отношения случаются у всех. Вы обращали внимание, как много встречается странных пар: он, допустим, красавец и умница, а она - его полная противоположность? По-моему, это объясняется слабостью одного из партнеров. Чаще всего, мужчина не поднимает даму до своего уровня, а сам опускается на уровень подруги. Не зря же говорят, что класс мужчины определяет женщина, находящаяся рядом с ним.
***
…у меня воля давно превышает всякие желания…
***
Сейчас появилось столько интересных картин... Мы все стараемся. Но на самом деле мы все живем в ожидании гения. Мне очень хочется, чтоб появился гений.
Когда я была на Берлинском фестивале, там канцлер Шредер прямо отчитывался, как мальчик, как он помогает кино, что государством для кино за последний год сделано. Но у них тоже нет гениев. Я ненавижу тенденцию все снимать на видеокамеру, home video. Фон Триер всех отравил. Невозможно смотреть, когда все трясется. Ты смотришь сто картин, где ничего не видно, ничего не слышно, все дрожит. Все шумит, все шипит, и все время сексуальные сцены. Один из членов жюри сказал: "Я десять лет после этого фестиваля не буду заниматься сексом". Мне не нравится, когда грязь в кадре, когда ты не облагораживаешь пространство. Все-таки кино не должно показывать какие-то помойки, неорганизованный кадр. Каждый кадр должен быть произведением искусства. Конечно, это трудно, но для этого и нужно иметь талант.
***

Hosted by uCoz