5х2 или Как Жить вместе.
2004 год.
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Валерия Бруни-Тедески, Стефан Фрайс.
Эта тема - супружеские отношения - вечная, как сами отношения. Сколько про это снято фильмов! А сколько написано книг! И все - без толку. Потому что, как выразился гениальный Лев Николаевич Толстой в первых же строках "Анны Крениной", - "все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".
Скажу сразу же - ничего нового я из фильма не узнала.
Сюжет построен на обратном отсчете. То есть мы видим историю не в развитии, а - в свертывании (так, что ли сказать?). То есть фильм начинается с того, с чего закончилась история этой пары.
Итак,
***
Он (Жюль) и Oна (Мариам) разводятся. Адвокат зачитывает права и обязанности каждого - раздел имущества, возврат подарков, уплата налогов, расходы на воспитание и содержание ребенка. Она смотрит на все пустыми, полными слез глазами, он - в тоске.
После процедуры развода они идут в гостиницу, чтобы последний раз заняться любовью. Вот этот момент, пожалуй, самый лучший в фильме. Озон снимает только женщину, ее лицо, ее глаза, ее тело и ее муки. Видно, что она борется с собой: уйти? остаться? как спать с человеком, которого когда-то любила, а теперь он тебе абсолютно чужой и даже хуже? Она на грани истерики. Бывший муж же напротив деловит, но все равно подавлен. Они начинают это_самое, но она практически тут же просит его прекратить и все, пытается вырваться, слезы, боль. Но мужика же не остановишь, он набрасывается на нее (сзади, со спины - подло так) и практически насилует. На лицо женщины невозможно смотреть - она просто терпит, когда же вся эта пятка закончится. Потом они одеваются и расходятся, а напоследок он кидает фразу - "может быть, попробуем все сначала?"
Следующий сюжет - это эпизод из жизни примерно за год до развода. Обычный будний день семьи - вечер, жена пришла с работы, отец возится с ребенком, а позже должны придти в гости брат мужа (ремарка - гомосексуалист) со своим новым другом. Мариам прихорашивается - все же мужчины в доме, надо выглядеть. Вот здесь мне сразу же не понравился муж - он так смотрел на жену, как будто тяготился и раздражался ею, был весь в себе и сделал пакость - он рассказал в присутствии посторонних как один раз (типа "всего один раз") изменил своей жене. Началось все с того, что гомосексуалист-брат (старый педераст) проповедует свободную любовь и свободные отношения - никто никому ничем не обязан, тем более хранить верность. У него новая любовь -молодой смуглый мальчик (похожий на турка или араба), они познакомились всего неделю назад, а мальчик уже два раза изменил. Ну, Жюль тоже решил похвастаться, что ли, или просто сделать жене лишний раз больно и рассказал, как год назад они были с Мириам на вечеринке, и когда все напились, пьянка плавно переросла в оргию. Они сначала сидели в сторонке и наблюдали, а потом муж предложил жене присоединиться, она отказалась, но его отпустила. Ну, он и пошел. Сначала с одной девушкой, потом с другой, а потом и с мужчиной (минет), а потом и его кто-то оформил в зад. Хорошо повеселились, да. Только у Мириам почему-то слезы. Когда гости ушли, они легли в (уже опостылевшее, надо понимать) супружеское ложе, перед этим поругавшись из-за грязных тарелок. Среди ночи она просыпается и не находит мужа рядом - он ушел от нее в комнату к сыну.
Далее нам показывают, как Мириам родила их сына, Николя. Роды были тяжелые, преждевременные и неожиданные. Она звонит мужу на работу - приезжай, я кажется уже рожаю, - а он в задумчивости сначала идет в кафе пообедать, потом медленно едет в больницу, долго сидит в машине и о чем-то (непостижимом) думает. В результате он добирался три часа, ей уже сделали кесарево, она спит под наркозом и его встречает гневная теща. Показывает ребенка в барокамере - вот, полюбуйся, что ты наделал, - а он отводит взгляд и уходит. Сначала просто покурить, а потом вообще - вон. Мириам просыпается от наркоза и видит перед собой своих родителей, но никак не мужа. Он звонит ей много позже и бормочет - прости, я не смог, я уехал. У нее текут слезы, она только что встала с кровати и буквально поползла смотреть на своего сына, а тут такое - "я не смог".
Вот и свадьба, мы видим, как все начиналось. На мой взгляд, тоже не больно хорошо, какие-то не очень счастливые лица были у новобрачных. Ну не видно любви, ну нет ее! Страсть - о, да! Вполне возможно, но любовь…. В общем, первая брачная ночь, жених напивается и засыпает, перед этим не успев ничего. Сначала они вроде бы барахтаются в койке, и вроде вот-вот-вот, сейчас-сейчас, но невеста уходит в ванную, а когда возвращается (вся чистая, благоухающая и в предвкушении), то застает своего нового мужа в состоянии полной непригодности ни к чему. И что же она делает? Правильно, когда нет этого_самого в семье, то она уходит на волю. Одевается в джинсы и кофточку и идет подышать воздухом. В результате прогулки сталкивается (совершенно случайно!) в кустах с каким-то незнакомцем, он вместе курят, а потом….. а потом он крепко держит ее, смотрит в глаза, находит в них желание, целует ее и….. (ах! жаль, нам не показали - КАК именно). Второй лучший кадр фильма - это как она прибегает (только что оттраханная) к спящему
мужу и гладит его по голове со словами - "как же я люблю тебя, как же люблю!" Гыгыгы. Это фраза фильма. Мужчины! Мужья! Будьте бдительны! Всегда! Вас обманывают в самые (казалось бы) неподходящие моменты. Гыгыгы.
И последнее - мы узнали, наконец, как познакомились и сошлись эти двое столь разных людей. Это было на курорте (подозреваю, что в Египте - уж очень пейзаж похожий). Он там отдыхал со своей тогдашней девушкой (четыре года вместе, но не женаты), а она поехала одна (в последний момент подруга не смогла, а с молодым человеком расстались четыре месяца назад). Они, оказывается, работали вместе, в одном офисе, но едва знали друг друга, только в лицо. А на курорте, когда все вокруг вообще чужие, они стали держаться вместе. Девушка Жюля естественно сразу же приревновала, но, скорей всего, ей тоже надоел этот непонятный мужик - четыре года и не женится - и она наверное была рада переложить его на другую, а самой отправиться на вольные хлеба. Мужик (что удивительно) просек такие настроения своей девушки и, несмотря на бурный секс ночи напролет, стал делать первые телодвижения в сторону Мириам. Все. Титры.
***
Не хочу хаять фильм, Озон что-то большее хотел сказать, чем у него получилось. Или просто я не поняла? Вообще удивительно, что он, будучи гомосексуалистом и никак не зная, что это такое - жить с женщиной, - отважился снять фильм на такую тему. Одно знаю точно - он, опять же будучи гомосексуалистом, - тоньше чувствует женщину. Но, например, мне фильм Бергмана "Супружеская жизнь" показался более жестким, более жестоким и более настоящим. Там вообще смотреть страшно, не то что жить как те герои (хотя иногда не получается жить даже так, и все намного хуже). А "Крамер против Крамера" до чего тонко показал все муки развода. Да много таких фильмов, очень много…
Я поняла, что мне не понравилось - мне не понравились актеры. Ни она с крупным "лошадиным" лицом и тоненьким голоском, ни тем более он - морщинистый, унылый, блондинистый французишка. Да и вообще - слишком много у них "типично французского", мне это по-русски не понять. А где битье посуды? А где народное средство кулаком в глаз (об стол, в стену)? Где эмоции, истерики, крики "люблю лишь тебя"? Все как-то… под одеялом, что ли. Нет страстей, или нет - вру - они есть, но такие тихие и внутри себя: видно, что ей очень-очень нужен секс, но она терпит. Видно, что мужик - вещь в себе (мудак сказали бы русские бабы), но тоже пользуется спросом. Не наше это все, чужое.
Однозначно - брак убивает любовь. В семейной жизни любовь-страсть перерастает в любовь-привычку и, скорее всего, называется другим словом.
Я не знаю - как.
Ссылок на статьи о фильме не даю, т.к. фильм только-только (9 декабря 2004) вышел в прокат.
Ссылки на актеров тоже не даю, так как на фиг их, раз не понравились.
|