Римейк фильма «Еще раз про любовь». Режиссер Вера Сторожева. В главной роли Рената Литвинова.
Сюжет:
Тот же. Она – стюардесса, он – занятой человек. Она – одинока и безнадежна, он – самодостаточен и эгоистичен. И у них – любовь. Только она это понимает слишком рано, а он – слишком поздно. Пьеса Радзинского адаптирована на наши дни, но это сути не меняет. Они так же знакомятся в буфете, он так же нагло подходит к ней, а она так же говорит, в общем-то, обычные слова, которые до нее ему никто не говорил…. Или ему только так показалось? Он смотрит на нее, предвкушая близость, а она еще ДО того понимает, как будет ПОСЛЕ…. И говорит, говорит, говорит… «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя… а ты меня любишь?» Расстаются. Встречаются. Она улетает. В нее так же влюблен капитан корабля и так же честно говорит ей, что она – лучшая девушка Москвы и Московской области, а она смеется. У нее приятельница – Мышь, которой патологически не везет во всем, а особенно в любви, и которая жутко завидует своей успешной коллеге – «и почему тебя все любят? И когда ты прекратишь идиотски улыбаться? Почему ты все время улыбаешься?» Как всякая влюбленная женщина, Она не замечает ничего вокруг, кроме своей любви. И не может жить – не может спать, не может есть, не терпит разлуки, она живет только своей любовью. Он же продолжает делать то, что делал всегда. И называет это – работой. Как всегда, находится приятель, который говорит про его девушку, что она милая-милая, но странная, он с ней жил. В одном дворе. И советует держаться от нее подальше. Потому, что бросит, как в свое время бросила его. Он бесится и ревнует, а у нее задерживают рейс. Она звонит ему ночью из гостиницы и, прикрывая трубку ладонью, шепчет о том, что волнуется, что не может вылететь и спрашивает, как у него дела? Он же резко обрывает ее: «я гляжу, ты там веселишься, так не буду мешать!» А она режет себе руку, чтобы боль сердца не была такой невыносимой. Встречаются холодно, как будто последний раз. «Проводить тебя? Я тебя провожу» - «Не надо, я не знаю, куда мне идти и как мне жить дальше, а ведь я должна буду жить дальше…» Не расстались.
Она поет. Для него. Тот, другой, приглашает ее на танец без музыки, а Он беснуется и ревнует. Снова разлука – у него ответственное задание, а у нее – коммерческий вылет. И перед тем, как проститься, Он вдруг понимает, что любит ее! Да-да, по-настоящему, так же сильно, как и она. И говорит ей слова, о которых мечтает любая женщина: «я хочу, чтобы ты была со мной, я буду работать для тебя, я буду все делать для тебя, только чтобы ты была со мной, я хочу видеть тебя, я хочу, чтобы ты жила со мной….» Пожалуй, в это момент он по-настоящему счастлив. Но они больше не встретились. Потому, что она погибла – «самолет загорелся, а она выпускала всех, выпускала, а сама не успела…. Она еще потом полтора часа жила и все волновалась, как там ты…» А он стоит с розами в руках и видно, как из него выходит жизнь…
***
Фильм поставлен на Ренату Литвинову и только. Потому, что на месте других персонажей мог оказаться кто угодно. Он (Георгий) – типаж. Такого можно встретить в толпе. Красивый мужчина с мужественным лицом и капризными губами. Играет Дмитрий Орлов – лицо, знакомое по сериалам (вроде «Бригада»). Капитан Лешка – Михаил Ефремов. Похож на прототип (Олег Ефремов – еще бы! родная кровь), но какой-то потасканный и жалкий. Да, конечно, такого можно любить, но обычно таких жалеют. Друг детства (ранее Ширвиндт) хорош собой, презентабелен и убедителен – Ярослав Бойко. Мышь похожа как две капли воды на предыдущую Мышь – такая же маленькая, серенькая, несчастная и в целом никакая.
А Рената Литвинова играла в своей манере. Наверное, это раздражает зрителя – к чему такая манерность, этот ее ломающийся голос с непривычными интонациями, жеманство, лишние жесты. Ее Лара ( в том фильме – Наташа) получилась ненормальной. Он вопрошает: ты сумасшедшая? Ненормальная? Странная? Безумная? Она соглашается на безумной – не называй меня сумасшедшей. Хотя, чего в ней ненормального? То, что она живет только чувствами, а не разумом? А разве это плохо? То, что она не может любить в полсилы еще не значит ничего….
Если немножко пофилософствовать и порассуждать вслух самой с собой, то мне крайне любопытно было всегда – а как мужчины относятся к таким женщинам? Для мужчины такая женщина рядом – это беда или благо? Хорошо или плохо иметь такую любовницу? Тяжело? Трудно? Невыносимо? Или все равно какая, лишь бы какая….. Она все время повторяла, что ему надо женщину попроще, чтобы сидела дома и ждала его. Но ведь она тоже ждала его! Она жила им… А он сам по себе…
***
PS: критики фильм обхаяли, хотя лента номинировалась на ряд премий «Ника». Например, на лучшую женскую роль, на лучший сценарий, на лучший фильм. В результате получила какую-то премию на Берлинском кинофестивале.
PPS: в фильме много моментов, повторяющих «Еще раз про любовь». Например, «постельная» сцена – Она не глядя на него шепчет «люблю тебя люблю тебя….», а Он глядит в потолок. Или еще сцена в самолете, когда Доронина пела голосом Пьехи в бокал вместо микрофона – Литвинова поет в стакан :)). А в сцене в гостинице, когда задержали рейс и Она звонит Ему, Рената одета точь-в-точь, как Доронина тогда – в черный свитер, черную юбку…. Ну, и кульминационный момент – Доронина поет под гитару песню про солнечного зайчика, а Литвинова безо всякой гитары песню Майи Кристалинской. Причем, на полном серьезе, стараясь попасть в ноты.
PPPS: очень удивилась, когда в титрах прочитала «отдельная благодарность Константину Хабенскому»
PPPPS: Наконец-то я поняла, почему у фильма такой финал. Я поняла, почему Она не захотела больше жить…