Режиссер: Вольфганг Беккер
В ролях: Даниэль Брюль, Катрин Засс, Чулпан Хаматова
Музыка: Янн Тирсен
Премия «Голубой ангел», номинация на «Золотого медведя» международного фестиваля в Берлине, 8 премий «Лола».
И все это неспроста. Фильм душевный, небанальный, запоминающийся.
Итак, сюжет:
Действие происходит в Берлине во времена ГДР. Живет добропорядочная немецкая семья: отец, мать и двое деток. Все хорошо, но отец вдруг оказывается изменником Родины – он во время какой-то из командировок не возвращается в ГДР, остается на Западе. Как мать впоследствии говорит детям – из-за женщины. Мать (Кристиана) испытывает сильнейшее потрясение в связи с уходом мужа, полгода лежит в психушке. Выходит оттуда другим человеком – ярой коммунисткой, борцом за идею и педагогом. Дальнейший смысл жизни для нее – это воспевание СЕПГ (для тех, кто – социалистическая единая партия Германии), коммунистических идей и воспитание подрастающего поколения. В трудах праведных проходят годы, и вот на дворе уже 1989 год. Дети выросли, даже появились внуки, а мать, похоже, этого и не заметила. Она занимается общественной работой — диктует статьи коммунистического толка для какого-то издания. Или профсоюзного собрания. Она живет в своем мире, не замечая ничего вокруг. Даже падение Берлинской стены для нее неожиданность. Вся Германия вышла на улицы с требованием объединения, а Кристиана пребывает в полнейшем неведении. На ее глазах происходит стычка между демонстрантами и полицией, и она подает в обморок. Инфаркт. Врачи делают все возможное, но пациентка впала в глубокую кому. Сын (Алекс) как может ухаживает за ней, прогнозы весьма не утешительны. Тем не менее, жизнь продолжатся: Алекс влюбляется в русскую медсестру Лару, работающую в этой же больнице и ухаживающую за матерью (Чулпан Хаматова – для тех, кто), дочь Ариана работает в капиталистическом предприятии «Бюргер Кинг» вместо того, чтобы учиться в социалистическом институте и даже приводит в дом любовника- западника! Спустя 8 месяцев комы, мать приходит в себя. Врачи дают неутешительный прогноз: ей противопоказаны абсолютно любые волнения, сердце может не выдержать . Тогда Алекс принимает единственное возможное решение: он скрывает от нее все, что произошло со страной - падение стены, объединение Германии, всеобщий капитализм. Он восстанавливает в квартире обстановку того времени, покупает матери продукты в супермаркете и перекладывает их в ГДРовские баночки, изолирует мать от информации, поступающей из вне. Для этого он ставит в комнату телевизор, подключает видеомагнитофон и с помощью друга записывает передачу новостей из социалистического времени. Мать ничего не подозревает. На ее день рождения Алекс организовывает пионеров с патриотическими песнями, подарки от коммунистов, прод.паек. Одно событие портит всеобщую благостность: в окно видно, как на стену противоположного дома вешают гигантский плакат с рекламой буржуазной кока-колы, и мать его замечает. Но Алекс и этому находит оправдание: снимает сюжет, обличающий руководство Кока-колы в краже рецепта напитка у ГДР. Ложь Алекса заходит все глубже и глубже, и нет уже пути назад. Самое плохое случается в тот день, когда мать, оставшись вдруг без присмотра, выходит на улицу. И видит совсем другой Берлин – не такой, к какому она привыкла. На небе пролетает вертолет, везущий статую Ленина - демонтированный памятник вождю. Кристиана в шоке. Но Алекс поспевает вовремя и успевает сморозить какую-то ересь про летящего Ленина. Наступает день, когда мать можно вывезти на дачу. Оказавшись на природе, она вдруг предается воспоминаниям и рассказывает детям, что их отец вовсе не из-за любовницы бросил страну и семью, а из-за системы: в ГДР ему не давали спокойно работать. Он иммигрировал на Запад, долгое время писал им письма, звал к себе. Но мать так и не решилась покинуть любимую ГДР. За что сейчас сильно переживает. Ее рассказ стал откровением для детей: они своего отца презирали. Теперь Алекс понял, что мама до сих пор его любит и очень хочет увидеться с ним. Она переживает второй инфаркт и снова попадает в больницу. Дни ее сочтены. Алекс понимает, что матери необходимо попрощаться с отцом. Он разыскивает его, у того уже давно другая семья, двое маленьких детей и другая жизнь. А мать уже лежит в больнице и надежды на выздоровление никакой. Алекс продолжает радовать ее вымышленными успехами ГДР и напоследок издает репортаж, превзошедший все, даже самые радужные ожидания даже самого ярого коммуниста: ГДР объединяется в ФРГ и не потому, что в ГДР жить стало невыносимо, а потому что ФРГ захотела объединиться. На этой высокой ноте с чувством выполненного долга мать умирает. Со счастливым лицом. Конец.
***
Не хочется заниматься разбором этого фильма, раскладывать все по полочкам, это ни к чему. Одним словом – рекомендуется к просмотру всем категориям зрителей.
PS: было несколько забавных моментов, в основном связанных с попытками воспроизведения ГДР. Например, когда Алекс рылся в помойке в поисках пустых банок из под шпрегальских огурчиков. Или когда снимал таксиста в роли первого ГДРовского космонавта. Наверно, режиссер ставил перед собой задачу максимально приблизиться к тому времени 1990 год. Вообще очень понравился Алекс – такой нереально заботливый сын.
PPS: на месте Чулпан Хаматовой могла быть любая актриса
PРPS: фраза фильма: «Мама, к нам едут беженцы из ФРГ!»
***
Не дает покоя вопрос: приемлема ли ложь во спасение и спасение ли эта ложь?
официально
мнение
Nа главNую
|