для тех, у кого порядок с нервами. ну или, по-крайней мере, устойчивая нервная система. кин про пожилых людей. и особенно будет интересен тем, кто хоть чуть-чуть знаком с творчеством известной английской писательницы Айрис Мердок.

собственно, это ее жизнь. и не в меньше степени - ее мужа, профессора литературы Джона Бейли.
самая большая трагичность событий фильма (хотя надо отдать должное, фильм вовсе не снят в душещипательной манере) состоит в том, что ты видишь, что делает с человеком время. и –что еще более трагично –без всякого исключения –с талантливым человеком (может быть, даже гениальным).

Айрис в молодости (Кейт Уинслет), с кучей знакомств и собственным видением того, о чем она пишет, зачем она пишет и что это- извините –недурственно. Айрис – не ведомый, ведущий, к которой тянутся, с которой хотят заниматься любовью, которую хотят читать и догонять на велосипеде.
и ее приятель Джон –такой милый умный недотепа, который «все начинает слишком поздно, ему даже шнурки на ботинках до 7 лет завязывал старший брат». Айрис за него начинает. а он смотрит на нее одну, с другим, на велосипеде, с бокалом шампанского и целует ей руку. в ответ она - ему. а он говорит, что если б они были муж и жена, то могли бы заниматься этим каждый день.
и еще он говорит, что у нее огромный мир, что у нее такая куча знакомств –что невозможно понять -кто ей важнее. Айрис знакомит его скороговоркой с одним- другим -третьим, проглатывая буквы, а он слушаетслушает, и потом говорит:- а вот еще твоя другая жизнь ..и другая…
и она наклоняется и отвечает, что ее мир-это он.

Айрис в молодости и Джон в молодости – это их видят сейчашний Айрис и Джон. сейчашние - когда они вдвоем живут в домике, и он печатает на машинке статьи, а она пишет от руки свои романы. им где-то за 60. или за 70. и они ходят купаться на озеро. и ездят в магазин и на какие-то вечера, куда Айрис приглашают выступить с речью.
а однажды ее приглашают на телевиденье - на интервью. накануне вечером она сидела и не могла понять -почему она не может писать. руки пишут, но буквы не складываются. для нее не писать равноценно не жить. и поэтому она смотрит на Джона в другой комнате и за окно и боится.
на интервью ее спрашивают о роли языка ,и она начинает говорить, складно и быстро, как обычно. а потом вдруг замолкает. молчит. потом спрашивает:- вы о чем-то меня спросили?
она приезжает домой и кричит Джону: - Джон, я приехала, я приехала! ты не знаешь, зачем я туда ездила? –Ты ездила на интервью. –Да? а зачем я туда ездила.

а потом в дом начинают ходить доктора, потому что Айрис забывает, что какой-то Сэм (Бобби, Фрэнк) уже умер, и кто приносит газеты - она тоже не помнит. и врачи говорят Джону:- не волнуйтесь, это бывает, сейчас есть отличные клиники, просто замечательные.

а Джон отвечает, что просто Айрис не понимают, у нее свой язык и мыслит она по-своему. И это очень плохо, что мы не может ее понять.

а потом Айрис везут на консилиум. и показывают на экране большие картинки, а она должна говорить, что это такое- вилка –это то, чем едят. зубная щетка–это зубная щетка. нет. да. это зубная щетка. и так далее. долго. слова, картинки, предложения.
в конце ей показывают слово dog (собака) –и Айрис должна сказать, что оно означает. и Айрис говорит: -Бог (god). и Джон говорит, что она устала, а врач говорит, что болезнь необратима. и Айрис понимает, что значит необратима: - значит болезнь победит, говорит она Джону. - У меня такое ощущение, будто я в темноте.

а потом всё начинает происходить очень быстро. Айрис не знает, куда ей идти в доме, в какую сторону открывается дверь, что она писательница. Джон делает все. а раньше не делал ничего: Айрис заказывала билеты, выписывала газеты и делала всё остальное. даже водила машину.
Джон отказывается класть Айрис в клинику. он везет ее к морю –чтоб она писала. она же когда-то написала Море.Море. и она бежит к морю и садится на песок. каждый день. с ручкой и блокнотом. и выдирает из блокнота листочки и складывает их рядом –и придавливает каждый листок камушком- чтоб не улетел. она не может писать.
а вскоре умирает их подруга и Айрис бежит за гробом и кричит:- неправильно! неправильно!, а потом открывает дверцу машины и выбрасывается, и Джон находит ее в канаве, и она говорит, что любит его.

однажды Джон пишет, а Айрис смотрит телевизор. покемоны. дверь открыта. и Айрис уходит. и Джон ее везде ищет. и не может найти. и не находит. полиция не знает, никто не знает. а потом Айрис приводит друг ее юности Морис – нашел ее в магазине и успел вывести до того, как она успела что-то взять с полки.

а потом…потом ..за Айрис приезжают из клиники. она сидит на ступеньках лестницы. и Джон говорит водителю: извините, вы не могли бы помочь, я не могу спустить даму с лестницы. водитель подходит к Айрис и начинает с ней разговаривать и спрашивает: - как тебя зовут? Айрис смотрит на него и совершенно ясным голосом отвечает: -Айрис. встает и идет. приезжает в клинику. и умирает.


P.S .Айрис Мердок- лауреат Нобелевской премии по литературе. Большинство ее произведений написано от имени мужчины.
P.P.S. Фильм номинировался на Оскара-2003. Джим Брондбент получил Оскара за исполнение главной мужской роли- роли мужа Айрис.
P.P.P.S. Айрис сыграла Джуди Денч. Фильм снят по книгам Джона Бейли «Айрис: мемуары и элегии для Айрис»
P.P.P.P.S. В последние годы жизни Айрис Мердок страдала болезнью Альцгеймера.


книшки
Про Айрис
На ГлавNую

Hosted by uCoz