Посмотрите.
Основная идея фильма: все мужчины одинаковы и им всем надо только одного (чего-см. аннотацию к Ущербу:)) Среди них (мужчин) трудно выжить нормальной женщине (не говоря уж о ненормальной).
Начало фильма заставляет задуматься – какой век, кто в окне, откуда такое авто, если такой век???
Путем умозаключений и дальнейшего просмотра приходишь к выводу, что век всё же тот. То есть наш. Минимум-конец 20. И –Россия.
В центре внимания –девочка (женщина) Оля (Ольга Сергеевна), которая пишет письма какой-то Эльзе. Не электронные, а реальные –на листочках. И отправляет. Кроме того, она мастерит бабочек, рисует картинки, снимает кино, катается на лошадках, читает на английском шекспира. При этом живет в загородном поместье при прислуге Маше (Зинаида Кириенко), садовнике Сергее (Игорь Лифанов) и шофере Олеге (Михаил Трухин). А изредка к ней приезжает муж Дункан (Аристарх Ливанов), сильно занятый человек, которого Оля любит и который любит Олю. Мужу лет 50 (с лишним).Оле от силы лет 20. Муж привозит Оле шелк, бабочек, видеокамеру и прочие забавы- чем бы дитя ни тешилось. С виду –полная благопристойность. Оле скучно. Домик в деревне, она ходит в церковь, катается с Олегом на авто и на лошадках. Прогулки ни к чему хорошему не приводят –на них Оля знакомится со странствующим актером кукольного театра Колей –у него свой передвижной театр, и он живет в деревне в шалаше и показывает местным детишкам Шекспира. Оля решает попросить мужа, чтобы у кукольника Коли был свой театр. В результате садовник Серега получает от мужа по лицу, шофер Олег крепко пугается, а кукольник Коля и вовсе исчезает с лица деревни в неизвестном направлении. Оставив Оле только брошенную в грязь куклу Васи Теркина. Муж делает большие глаза:- ах, Оля, куда же делся кукольник? –и уезжает зарабатывать на бабочек.
Но Оля только с виду простая. Она идет в пристрой к Олегу и Сергею и вопрошает их – что случилось с кукольником? Видя побитое лицо садовника, Она понимает,что муж приложил к этому руку, однако шофер и садовник молчат как могилы. Оля решает уйти и идет собирать вещи. Находит пистолет, кидает его в чемодан, слышит,что подъехала машинка и запирается от мужа. Оказывается, что подъехала машинка, но не мужа. К Оле приходит грозный РУБОП, бьет Олега, обыскивает дом и говорит Оле, что муж ее Дункан погиб –взорвалось авто.
Оля совершенно не приспособлена к жизни, после похорон возвращается в дом, но ничего не может –тут живут мыши, вдруг нет света, и у нее никого нет (почему- неизвестно). Прислуга Маша приходит за своими вещами, считает оставшиеся у Оли деньги и решает переехать всей семьей в Олин домик в деревне. В результате переезжают: прислуга Маша, ее муж-алкоголик, доча с 3 детьми и мужем – уродом Лешей. Леша кладет глаз на Олю и однажды ночью забирается к ней в комнату и начинает нагло приставать. Оля с перепугу вытаскивает из-под подушки предусмотрительно положенный туда пистолет и стреляет в воздух. Пока Леша в семейных трусах бегает за дедовым ружьем, Оля сбегает.
В процессе всей истории она пишет Эльзе письма –обо всем, что происходит –ничего не скрывая.
В результате побега, она попадает на морское судно. К мальчикам-морякам. Оля думает, что все хорошие, но идти ей все равно некуда. И она пишет Эльзе, что стала моряком (сие означает, что она живет под палубой в каком-то трюме и обслуживает пятерых мальчиков-морячков, которые ее за это кормят, поят и хорошо к ней относятся). Однако в один из дней у морячков случается проверка, они сажают Олю в ящик с просверленными дырками и отправляют на грузовике прочь с военно-морской базы. Грузовик по дороге выкидывает ящик с Олей. Проезжающий мимо дальнобойщик (??) видит на обочине ящик, останавливается и находит в нем Олю, которая начинает активно спрашивать –а где же мальчики? Потом она прогоняет дальнобойщика, сказав, что ребята его боятся и потому не выходят, и что она с ним не поедет. Дальнобойщик уезжает, Оля сидит на ящике, но ни один мальчик, естественно, не появляется. Дальнобойщик возвращается и привозит Олю к себе домой. Поздно ночью он делает ей предложение (отдать ему должное, в отличие от Лехи и морячков, он сразу нагло к ней не пристает, а сперва делает предложение), однако Оля пугается и мотает головой: - как это так, я Вас не люблю! Костя (так зовут дальнобойщика) поясняет, что Оля не в себе и если она не выйдет за него замуж, попадет в больницу. На что Оля отвечает, что в больницу не хочет, уже там была, и ее оттуда забрал Дункан (тут начинаешь реально задумываться –из какой больницы и нормальная ли в самом деле Оля).
На сцену выходит Эльза, которая читает письмо Оли какой-то мадам Баттерфляй. Оля пишет, что она живет у молодого человека. Эльза злится и шепчет сама себе, что они (мужчины) слетаются на нее (Олю) (подразумевается: негодяи).
В результате Оля в белом платье и фате, а пьяный Костя выкидывает с балкона бабочку, которую она сделала из его шелкового галстука. У Оли случается истерика.
Далее- мизансцена – кукольник Коля (почему-то живой) - видит на дереве бабочку из галстучного шелка. Делает из нее куколку и приезжает давать концерт в какое-то селение у большого дома. Из большого дома внезапно выводят Эльзу, которую сажают на скамью рядом с мадам Баттерфляй. А потом выводят и саму Олю (короткостриженую). Которую сажают рядом с Эльзой. И они смотрят спектакль про бабочку из галстучного шелка. И Эльза говорит:- Как он это делает! И Оля отвечает:- Как никто другой на свете!
Финал.
P.S. При всей сладостности Оли- жестокий кин. потому что –правдивый. Единственное –непонятно – больница –это начало или это уже конец.
P.P.S. Потрясающая актерская работа молодой (17,кажется, летней) Юлии Мавриной. Просто из-за этого стоит посмотреть.
P.P.P.S. В этом (2003 г.) на международном кинофестивале в Дели лента получила главный приз –Золотой павлин – и стала второй отечественной картиной, получившей эту награду (первой была картина Эльдара Рязанова Жестокий романс).За женскую роль второго плана –Алла Демидова (Эльза)-получила премию на фестивале Кинотавр.
P.P.P.P.S. Режиссер – Игорь Масленников, снявший когда-то знаменитую Зимнюю вишню.
Кин снят по сценарию сына Владимира Высоцкого Аркадия Высоцкого.
Композитор – Владимир Дашкевич. В финале звучит премьера песни на стихи Владимира Высоцкого.
P.P.P.P.P.S.Съемки проходили под Питером, в Кронштадте и в самой северной столице.
P.P.P.P.P.P.S.
Фраза фильма:
-Я часто задумываюсь о языке. Вот я говорю на русском, а иногда мне кажется, что меня не понимают.