Игры, в которые играют люди
По мне - так Бертолуччи снял фильм о возможности другой жизни и возможности выбора. О том, что независимо от обстоятельств (объективных, как их принято называть), человек всегда делает выбор в пользу одной единственной реальности – той, которая удобна и, присутствуя в которой здесь и сейчас, можно получить максимальное количество удовольствия (если удовольствие можно измерить количественно:))
Удовольствие для героев Бертолуччи - это кино, секс и чувствовать себя причастным к изменению реальности (делать петиции, ездить на мотороллере и швырять в полицейских взрывчатым веществом в бутылке). Они так играют. Выстраивая декорации из собственных тел, комплексов и фантазий.
Сюжетно во Франции 1968 года встречаются трое – якобы наивный американец Майкл и французские близнецы Тео и Изабель. Все трое кинофилы. Реальность для них двухмерна- та, что существует на экранах, и та, в которой ежедневно существуют они- комнаты с серыми обоями и портретами Мерилин Монро на стенах. Это такая игра. Американец Майкл, для которого его вторая реальность существовала вначале в виде писем под заголовком здравствуй, мама, примет условия игры Тео и Изабель –потому что так для него будет и удобнее и проще, и найдется, что написать после здравствуй, мама.
Например: у меня появились первые французские друзья.
Потому что каждый из нас принимает те или иные условия игры. Потому что только единицы берут на себя смелость их устанавливать.
Тео и Изабель живут в с виду прекрасных декорациях – домохозяйка мама, поэт папа, квартира в особняке, собственные комнаты. Позже в этих декорациях начинает жить и Майкл. Так же просто, как он начинает жить с Изабель, а, значит, и с Тео. Лишая девственности Изабель, он лишает девственности и себя –он принимает правила чужой игры.
Весь фильм снят в интерьерах французской квартиры-с грязными полами, пепельницами и пеплом на столах, пустыми бутылками. Хотя комнат в это французской квартире много.
Совсем рядом существует возможность другой жизни- в комнате Изабель с серебристыми подушками, плюшевыми медведями, фотографиями в рамочках и голубыми духами. Но все трое выбирают грязные пепельницы. По всей вероятности, они думают, что грязные пепельницы пересилят баррикады на улицах. По всей вероятности, грязные пепельницы –это своего рода побег от другой, куда более грязной реальности.
Кто из этих троих хитрее? Умнее? Реальнее? Кто из них пешка в чьей игре? Майкл ли в игре одержимых друг другом брата и сестры? Близнецы ли в игре ставшего искушенным Майкла, который тайком мочится в их умывальник? Майкл разоблачает их одержимость друг другом, раскрывает правила их игры.Но своих правил у него нет.
Слишком явно Бертолуччи выводит диалоги Майкла и Тео о насилии и войне во Вьетнаме. Швырять бутылки в полицейских -это фашизм,- говорит Майкл, - потому что потом погибнут люди. В ответ Тео бежит в швыряет бутылку со взрывчаткой. Возможно, для Бертолуччи эти диалоги ценны сами по себе, как диалоги. Возможно, он хотел сказать именно то, что звучит.
Но кто из них несет в себе большее зло- Майкл, считающий счастьем, что он не во Вьетнаме, а в университете, хватающий руку Тео с бутылкой, Майкл, который жил за чужой счет, пил чужое вино, лишал девственности Изабель, оплачивая штраф за неугаданную сцену из фильма. Или Тео, установивший вместе с Изабель для них двоих эти правила, - играй и борись, - верящий в то, что они и есть истинны, и готовый умереть за них под ударами полицейских?
В конце игры Майкл, утверждавший, что любит брата и сестру, оставляет их там, где они могут погибнуть. А они бегут дальше вдвоем, навсегда - как хотела Изабель- позабыв о том, что любая игра рано или поздно заканчивается. И что не для каждого фильма снимают хеппи-энд.
Мечтатели- потому, что Изабель и Тео наивно думали, что их игра может оказаться сильнее той, в которую играют люди за окнами. Мечтатели - потому что Майкл думал, что можно играть по чужим правилам и при этом сохраниться таким, каким ты приехал в Париж из Калифорнии.
Мечтатели -это не ностальгия по прошлому. Это- ностальгия по будущему.
P.S. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение фильма.
P.P.S. Очень хорошая работа актера, сыгравшего Тео.
Вообще, для меня осталось самой главной загадкой – как эти трое смогли так сыграть перед камерой. Потому что почти треть из 120 минут фильма герои снимаются обнаженными. И ведь при этом надо понимать, что ты должен сыграть телом больше, чем игру в возбуждение.
P.P.P.S.Фраза фильма:
-Зачем ты так говоришь? Это же игра!
|