Трагедия Вадима Абдрашитова
После этого фильма мне стало страшно ходить по улицам /лк/
Ни в коем случае не ходите в кинотеатр на просмотр этого фильма. Потратите время, деньги, нервы, а взамен не получите не только ни одной положительной эмоции, но хотя бы понимания того- про что это было и что это было.
С грустью в титрах вычитала, что фильм был снят в подмосковном городе Серпухов - городе, в котором я проводила весенние и осенние школьные каникулы, где училась делать куклам укол из настоящего шприца, и прочитала Молодую гвардию.
На афишах значилось, что фильм был отмечен специальным призом жюри кинофестиваля Кинотавр-2003. Более того - сми перед вручением "тавров" шептались о том, что Магнитные бури- главный конкурент Возвращения Звягинцева в номинации "Лучший фильм 2003 года".
Фильм начинается с бойни. Толпы мужиков с грязными лицами, бородатыми подбородками и в сером бегут друг на дружку. Молча, без криков, но с палками. Среди этой толпы бежит главный герой Валерик. Тоже бьет морду встречным, ему бьют в ответ, потом крутят руки, потом спрашивают - ты за Маркова или за Стефановича. Он отвечает, его бьют сильнее и тд. Вначале просто очумело смотришь -ну, может, завязка такая, подерутся и уйдут. Может, Валерик инвалид по драке и фильм про его трудную жизнь. Короче, пытаешься думать головой. Все-таки Миндадзе. Абдрашитов.
Но потом оказывается, что драка -это и есть фильм. Потому что она не прекращается. Дерутся на мосту, на заводе, в лесу, на дрезине. Суть бойни - как мы поняли - дележка власти на каком-то заводе (масложировом комбинате? машиностроительном? автозаводе?-неясно). А Валерик,значит, главный герой. Люмпен. Пролетарий.
У Валерика комната и русоволосая жена Маринка. Которую тоже вслед за Валериком сбрасывают с дрезины во время драки. А ему хоть бы хны. Ей,впрочем,тоже. Между драками приезжает сестра Маринки Наташка в поясе вместо юбки и с алыми губами. В гости. Но поселяется в гостинице, поскольку комнату Валерки разнесли в щепки его друзья по дракам- это они прятались у него от врагов по драке. Наташка оказывается проституткой, как потом поведают Валерику его братья по цеху. Наташка хочет вырвать Маринку из этой провинции и активно алыми губами ненавидит Валерку. Ему опять хоть бы хны. Он слегка напоминает недоразвитого. Вообще непонятно - зачем Валерик изо дня в день, с промежутком дай бог часов 5, с толпой таких же идиотов идет бить морду друг дружке. Из культурных ценностей у Валерки, значит, драки (один раз ему даже руки зажимают в тиски (лк сказала-кости сломали) -стой Валерка! -а Валерке чего- постою!-и ни фига- целы, видимо, кости- вынули из тисков- побежал как здоровый). Из других культурных ценностей -секс с Маринкой (все лучше и лучше), кура на завтрак, бег по пересеченной местности (то есть по лесу) под взрывы и проезжающие танки (главная загадка фильма для меня -откуда там оказалась военная техника, почему, зачем и несло ли ее появление в кадре какую-нибудь смысловую нагрузку, кроме как доказать то, что Маринка может обогнать танк. Поясняю: была сцена, когда Маринка бежала впереди танка, а он ее так и не смог догнать. Видимо, авторы фильма хотели показать, как плохо обстоят дела в русской армии, и как сильны духом и телом русские женщины, но не факт, а исключительно мои домыслы) и что-то вроде друга Степана из леса, которого, по всей видимости, в финале фильма пристреливает доблестная милиция (предположение).
После очередного срыва Валерки на бег в драку, Маринка собирает вещи и вместе с Наташкой садится в поезд на столицу. Валерка в это время как раз стоит в тисках. Из тисков его спасает ангел с крана, оказавшийся казахом. Казашкой. И пока Валерка бежит на вокзал, казашка бежит за ним. Маринка надела черный парик, накрасила алым губы и надела каблуки -прощай,Валерка,прощай,люмпен! За поездом бежит Валерка, за Валеркой казашка.
Ситуация на заводе разрешается белыми рубашками люмпенов и братанием конкурентов, перекупавших завод друг у друга.
Казашка каким-то образом поселяется у Валерки (пока он спал) - я тут убрать пришла, находит маринкино обручальное кольцо, и,видимо,остается навсегда.
В финале фильма Валерка вместе с казашкой идут на завод и он спрашивает- как тебя зовут. Татьяна- отвечает казашка. Угу,-отвечает Валерка.
Титры.
Ну, господа, это полный абзац. Это реальная трагедия Абрашитова. Стыдно снимать такое кино. Я.конечно,понимаю,что сейчас на каждом шагу такие Валерки,Наташки, Маринки и казахи (я с такими езжу каждый день в общественном транспорте и сама ушла, так сказать, не очень далеко:)), но нельзя же так. Это же кино без лица. Ни одной эмоции, ни одной мысли, ни одного стоящего образа. Мать Горького -просто шедевр по сравнению. Там Чурикова. А здесь пошлость. Какая-то идейная пошлость. Это даже не фильм про уродов и людей. Потому что людей нет. Не наблюдается. Только в титрах.
p.s. Александр Миндадзе получил Золотого Овна-2003 на фестивале Кинотавр за лучший сценарий, Вадим Абдрашитов- за лучшую режиссерскую работу. Вадим Абдрашитов также получил недавно Золотого Орла как лучший режиссер-2003 .
p.p.s.Вот в этом году Возвращение не прошел у американцев номинацию на Оскар. Надо было американцам дать посмотреть Магнитные бури. Просто поиздеваться. Не все же нам мучиться:))
|