Кошмар на улице Б.Покровская
2004 год.
Режиссер: Валерий Тодоровский.
В ролях: Леонид Ярмольник, Елена Яковлева, Даниил Спиваковский,Сергей Гармаш
Гран-при кинофестиваля Кинотавр-2004
Страшное дело творится с нашим кинематографом.
Когда-то Учитель снимал Дневник его жены, теперь он снимает Прогулку, когда-то Хотиненко снимал Мусульманина, теперь он снимает 72 метра, про Чухрая и Миндадзе с Абдрашидовым молчу, Валерий Тодоровский когда-то снимал Любовь и Страну глухих, а теперь –Мой сводный брат Франкенштейн.
Это ужасно.
И не оттого ужасно, что Сводный брат заявлен как психологическая драма и триллер - мы с лк опозорились еще хуже Тодоровского, потому что хохотали громко и нам сделали замечание. И ведь знаем, что в общественных местах нельзя курить в лицо соседу, материться, трогать друг друга за коленки (хм), громко смеяться, а теперь вот и пить пиво – и все равно не сдержались.
Ужасно –оттого, что хочется спросить –куда подевался талант, господа? Ну хорошо, не талант –так вкус? Ну хорошо –не вкус, так хоть чувство меры? А?
Нет, все понятно - кому-то суждено родиться Озоном, кому –то - Никитой Михалковым. Но все же - если вы беретесь за это дело, так делайте его хорошо или не делайте вовсе.
Тему Тодоровский (или не он, а сценарист?) взял душещипательную (слово с ярко выраженной экспрессивной (негативной, иронической) окраской. Если Вы допускаете экспрессивные выражения в Вашем тексте, отключите эту опцию).
Такую тему, из которой –при желании - или если ты, например, Феллини или там Альмодовар, -можно сделать хорошее кино. Наверно.
Живет благополучная семья – мама (Е. Яковлева – в длинном каштановом парике), папа (Л. Ярмольник –без бороды и практически все время в трусах) и двое детей (мальчик и девочка – крайне лопоухая). Внезапно у папы объявляется еще один сын (Павлик)- взрослый и только что вернувшийся с Чеченской войны. С ранением – без глаза. Поселяется у папы (то есть в семье - с папиной женой, сыном и дочкой). А с головой у парня после войны проблемы. Ему мерещится, что вокруг враги - и он должен спасти свою новую семью. И вот по ночам вместо себя Павлик укладывает спать куклу из одеял, ходит проверять чердаки, а по утрам хочет вставить себе бриллиантовый глаз. Сначала к нему лучше всех относится жена отца и младшая дочка, а родной папа наоборот - шарахается по углам. Потом жена небезосновательно пугается за судьбу своих детей и договаривается положить Павлика на лечение в стационар. Но к тому времени папа Павлика уже полюбил и поэтому в стационар положить его не может, а вместо этого идет с ним в баню, где они - понятное дело – моются. А некоторое время спустя папа с Павликом на чердаке ловят духов.
Однажды папа идет к военным – добиться, чтоб Павлику без очереди сделали операцию (вставили глаз). Военные –понятное дело – посылают папу куда подальше. Зато в военных же коридорах папа встречает сослуживца Павлика – седого Гармаша (тоже в парике и вообще неправдоподобного). Гармаш притворяется нормальным, папа и Гармаша приводит в семью. С надеждой, что Гармаш вправит Павлику мозги насчет врагов и бриллиантового глаза. Гармаш пьет водку и ест колбасу на кухне у Яковлевой, а под утро Ярмольника в трусах будит ревущая в голос соседка. Ярмольник выглядывает в окошко и видит, что по карнизам на высоте этажа этак десятого ходит Павлик практически под руку с Гармашом -и –почти как лк – запускает порочный взгляд в чужие мутные оконца. Папе он потом признается, что хотел поглядеть на мужика в окошке –очень он ему не понравился. Еще Паша ходит встречать на вокзал и очень ждет какого-то Васю (мне с перепугу послышалось, что –Уткина - и мы с лк стали ждать появления на большом экране Васи Уткина). Но Гармаш нам сказал, что Васю убили два года назад у Павлика на глазах. Мы слегка успокоились –если честно.
Яковлева с Ярмольником перестают ходить на работу – потому что и правда непонятно -как оставлять детишек с Пашей. Однажды Ярмольнику такая жизнь надоедает, он говорит Паше, что пора им отсюда уезжать –ибо вокруг враги –и вывозит Пашу за город, где оставляет на дороге с чемоданом и денежками. Однако с утра Ярмольника вызывают в милицию, где с радостью отдают Пашу обратно –Паша побил какого-то мужика, за что и попал в обезьянник.
Заканчивается кино тем, что как-то раз Паша забирает детишек из школы, а родителям по телефону шепчет - садитесь на такую-то электричку, нас увидите –не подходите, кругом враги, за нами следят. Яковлевой уже все равно –куда ехать. Паша привозит всю семью на дачу. У него с собой пистолет и он говорит, что всех защитит. Внезапно приезжает милиция - Паша сдавайся, мы свои, Паша стреляет много раз, Ярмольник ломает какие-то доски –обнаруживает потайной ход на крышу – Яковлева с детьми вылезает. Через какое-то время вылезает и Ярмольник, который безуспешно пытался уговорить Пашу сдаться. На что Паша ответил, что патронов у него хватит на всех. А чем все заканчивается все равно непонятно. Мама, папа и дети стоят в пледах в обнимку –а вокруг милиция. Конец фильма.
***
Кроме конца фильма, остался неясным самый главный вопрос- зачем Тодоровский натащил в фильм столько банальщины и пошлости? Паша называет папу батя, Яковлева по профессии оказывается продавцом недвижимости, а батя - Ярмольник – физиком, Паша дарит младшей сестре глаза-протезы, один раз Яковлева бьет Ярмольника по лицу, Ярмольника по фильму зовут как Гусмана -Юлик. А бриллиантовый глаз! Также присутствуют хорошо одетые женщины с декольте (несколько раз) и голые мужчины в бане.
Еще – непонятно – с какой стати Ярмольника с семьей вызволяла с дачи группа альфа в полном составе (жаль - лиц не показали), почему учитель младших классов отпускает ребенка с одноглазым якобы старшим братом, на каком вокзале Тодоровский снимал встречу Васи, откуда группа альфа узнала - на какой именно даче сидит Ярмольник с семьей, почему пятнадцатилетние дети (девочки) курят дома и пьют вино, закусывая виноградом, – и так далее. Масса невыясненного осталась. Масса.
*** ***
И вот эта тема – мальчиков отправляют на войну, а потом они никому не нужны – ни себе, ни другим – и вместо мальчика можно завести собаку (таксу) – и жалко мальчика одной только лопоухой девочке –и то – пока он не начинает стрелять – она совершенно бездарно сэксплуатирована Тодоровским.
*** *** ***
Яковлева, конечно, хорошая актриса. Но даже парик не спасает ее от Каменской. И –непонятно – у нас что –больше нет актеров и актрис? То есть либо Яковлева с Гармашом, либо с Украины?
Гармаш был предсказуем, но зачем? Это же пошло –показывать седого Гармаша. Якобы Гармаш поседел на войне. Ага, сейчас.
Еще ждали Никоненко. Не дождались.
Думала -писать ли про Ярмольника. Решила написать.
Ярмольник никакой не актер. Тем более- не драматический актер. Тем более- без бороды. Ярмольник –шоумэн. Ну и пусть бы его. Опять же – это вопрос к родителям –почему у одних рождаются евгении мироновы, а у других- ярмольники.
Но как мог Тодоровский снять Ярмольника в паре с Яковлевой –после того, как он снимал Хаматову в паре с Корзун и Миронова в паре с Марьяновым? Хотя чего уж тут – ясно - как мог.
Ярмольник –продюсер. То есть после того, как он спродюсировал выпуск на CD Паоло Коэльо, он пошел в кино. Чтобы сделать фильм про одноглазого мальчика и назвать его триллер – и чтоб Тодоровский снял его в главной роли и несколько раз показал место на лице, где раньше у мальчика был глаз.
Жальче всего в этой ситуации Алексея Айги. Теперь ему можно не писать хорошую музыку. Потому что - остались на выбор – Каменская или Франкенштейн.
Фраза фильма (выговаривается жалобно):
-Давай всегда ходить только на зарубежное кино? /лк/
Одно положительно- теперь совершенно очевидно – нельзя смотреть и слушать – то есть –душевно прикасаться - к тому, рядом с чем значится фамилия Эрнст и фамилия Ярмольник. И еще, конечно, кое-какие фамилии.
А пациент скорее мертв. Да.
Примерно так.
PS: если копнуть чуть глубже, то «Франкенштейн» оказался еще хуже. Пока смотришь кино, не особо вдаешься в фигуру непосредственно Павлика - и так ужасов много, не до него. Ну, сыграл какой-то пацан одноглазого героя, ну и черт с ним. Ага, фиг! Дотошный яндекс доложил, что Даниилу Спиваковскому 35 лет и он с 1992 года работает в театре им.Маяковского. И более того – Спиваковский дева по зодиаку и бывший муж Олеси Судзиловской по судьбе. Вот это номер. Представляете? Папе-Ярмольнику 50 лет, маме-Яковлевой 43, а сынишке Павлику – 35! Какая замечательная работа гримера! Нет слов! И парик Гармаша, и трусы Ярмольника, и бриллиантовый глаз – все тянет на премию как минимум.
И еще более противно смотреть на семью Тодоровских в пышных одеждах и образах «от Екатерины Рождественской» в октябрьском Караване историй…
|