Рената Литвинова. Богиня: как я полюбила.
2004 год.
Режиссер: Pената Литвинова
Автор сценария: Рената Литвинова
Продюсер: Рената Литвинова
Композиторы: Ник Кейв, Игорь Вдовин, Земфира Рамазанова
В ролях: Рената Литвинова, Виктор Сухоруков, Максим Суханов,
Светлана Светличная, Дмитрий Ульянов, Ксения Качалина, Константин Мурзенко, Константин Хабенский, Андрей Краско
Тяжело писать про Литвинову. В моем словаре нет таких слов, которые соответствуют ей. Вернее, слова-то те же самые, а вот как выставить их друг за дружкой - не знаю. Про нее можно говорить, помогая себе лицом, руками, делая паузы в словах и понижая интонацию. Перенести же эмоции на бумагу (в монитор - не суть) крайне сложно. Крайне сложно, крайне сложно, крайне сложно - повторяю, как сама Литвинова в лице своих героев, подражая Кире Муратовой.
Первое: ученик не превзошел своего учителя.
Второе: фильм бы выиграл, если бы начинался с конца.
Третье: надо было делать его короткометражным - как "Мужские откровения" Юрия Грымова.
Попытаюсь воспроизвести сюжет. Как всегда, когда все путано и не ясно, хочется почитать сценарий. Но - не судьба.
Героиня Ренаты - на этот раз следователь Фаина. Но такое ощущение, что это та же самая медсестра из "Увлечений" и "Трех историй", только несколько постаревшая и при ином макияже.
Она одинока, ведет расследования, иногда выпивает и видит сны про свою мать. Один из ее клиентов - отчаявшийся отец (Виктор Сухоруков), у которого пропала дочь. Девочка ушла из дома и не вернулась. Родители не находят себе места от горя, отец особенно сильно переживает. И он, живя с таким горем, стал вспоминать, кому когда-либо причинял несчастия. Просит прощения - так ему вроде бы становится легче. И только соседи из квартиры этажом выше, у которых он полгода назад случайно задавил собачку, его не прощают. И даже более того - жена особенно издевательски говорит: а вот теперь ты понял, каково нам? И этот отец подозревает, что его дочь украли как раз те соседи, врачи. И говорит об этом следователю, чтоб та - милиция все же - предприняла меры. Но у Фаины холодные глаза. Ей не до того, нет. Не до того. Рядом с ней работает Коля (Дмитрий Ульянов - кстати, главный положительный герой из х/ф "72 кв.м."), Коля, похоже, влюблен в Фаину, а она этого не замечает. Потому, что - как сама говорит - никогда не любила и не знает, что это такое? Еще к Фаине приходит Максим Суханов с перебинтованными руками, якобы наркоман. Но это не так, он себе что-то колет, но это не наркотики, от этого лекарства раны не заживают. И еще ему больно, постоянно больно.
Фаина спит в одежде, видит бред с участием покойной мамы, ходит на службу с жутким потертым портфелем, в котором только папка с протоколами и полупустая чекуша коньяку.
Фаине чудится, что дочка Сухорукова находится у соседей, она идет к ним с проверкой. Муж (Андрей Краско) и жена (не помню, кто) составляют идеальную пару - говорят друг дружке, что будут любить не только до гробовой доски, но и позже. Видимо это и настораживает. Потом Фаина с Колей и еще одним персонажем Ягуаровым устраивает засаду на соседей-врачей, а когда они уходят, врываются в их квартиру, там почему-то потоп, кругом вода, которая льется на лицо Виктора Сухорукова, и среди потопа и грязи Фаина находит ту самую девочку, как ни странно - живую. Потом они целуются с Колей, и Фаина вытирает губы тыльной стороной ладони, так, как это делают, когда целуются впервые.
Потом возвращаются из своего похода любви врачи-соседи и, увидев милицию в виде Фаины, Коли и еще каких-то людей, одномоментно закалывают себя насмерть (делают харакири, что ли).
Фаина идет на следующую операцию.
Опять один ненормальный взял заложника. Ненормальный - Константин Хабенский. Его квартиру обложила тоже милиция, но Фаина не боится и идет внутрь - поговорить с Костей. По пути она видит женщину - заложницу с ножом, торчащим прямо из груди. Суть разговора сводится к тому, что он просит, чтобы Фаина плакала по нему. И шагает в открытое окно, оставляя на подоконнике сланцы. Фаина идет к женщине, вынимает нож из груди, за это получает выговор от начальства, и ее отстраняют от дел.
Она запирается в ванной, не отвечает на звонки и читает книги, вылавливая их прямо из воды (на мой взгляд - прекрасная идея). Ну и, судя по лицу, сильно пьет и ничего не ест.
Потом она выходит в подъезд поискать бычки, тут к ней, оказывается, пришел влюбленный Коля с цветами.
Потом ей снова снится мама, потом она оказывается в столовой, где кушает суп и пьет коньяк с какой-то бомжихой.
Тут ее и встречает Максим Суханов и зовет к себе домой. Говорит, я тебя угощу.
Дома у Суханова Фаину встречает его домработница (Ксения Качалина), сначала проводит санобработку, омывает полотенцем руки Фаины, плечи, расчесывает волосы, говорит - ты так запустила себя. И попутно рассказывает, что у Суханова была любимая, и она отравилась - выпила очень много таблеток. В гробу лежала как живая, и очень красивая. С тех пор Суханов периодически ходит к ней, но потом возвращается. Всегда возвращается. Фаина просит у Суханова отправить ее туда тоже. Она объясняет, что никогда не любила, не знает, как это. Он обещает помочь, только все, этот раз будет последним. Ему надоело ходить туда-обратно, он оставляет только три ампулы, а остальное разбивает.
Проводит инструктаж. Во-первых, надо переодеться и накраситься. Во-вторых, вымыть полы. В-третьих, пока она там, здесь будет ее двойник. И, последнее - все закончится завтра в 5 утра. Фаина соглашается. Суханову приносят какие-то зеркала, он выбирает одно и потом оттуда выйдет двойник Фаины, и туда уйдет сама Фаина. Чтобы, как мы уже поняли, никогда больше не вернуться с того света.
Самое хорошее в фильме - это последние кадры. Как Литвинова держит на вытянутой руке настоящее сердце, и оно кровавое. Как плачущая женщина просит кого-то вспоминать ее, как мама Фаины (Светлана Светличная) бежит по аллее в никуда в красном развевающемся платье и черных чулках, как толстая сестра буфетчицы (ах, да - был и такой персонаж), улыбаясь, говорит, что никогда столько не целовалась, как сейчас. Плюс вечные влюбленные врачи-соседи. Мы понимаем, что там, где всем так хорошо - это на том свете. И еще улыбающаяся мама Фаины сказала, что умирать совсем не страшно.
В финале звучит потрясающая песня Земфиры "Любовь как случайная смерть" и проходят чередой черно-белые лица, говорящие одно лишь слово - любовь.
Фильм посвящается мамам, детям и родственникам съемочной группы.
***
Сначала я думала, что фраза фильма эта:
- Как она вообще в органы попала?
- А что такое?
- Она же не в себе!
- А ты? Ты - в себе?
Но потом показалось, что нет, наверное, эта:
"Жизнь ничего не значит, любовь тебя оправдает".
А еще потом поняла, что фразы фильма нет. Ибо все вышесказанное мы уже где-то слышали. Или читали.
Вообще, у меня было бы однозначное мнение - плагиат! - если бы не было последних кадров. Которые тоже плагиат, но отчего-то берут за душу. Не знаю почему, видимо все же что-то она нащупала. Но этого пока так мало.
Выскажу претензии: слишком много персонажей. Ни к чему, путаешься и вязнешь в лицах. Очень темный и грязный фон для всего действа - какие-то облупленные стены, разводы, помойки и каменные мешки. Я, конечно, понимаю, что на фоне убожества красота смотрится намного ярче, но Рената здесь не особо и блистала красотой-то. Так, по минимуму. Потом звук плохой - половины не понятно, что говорят герои. Титры тоже - идея заезженная, но обычно успешная, если б не корявый почерк (подозреваю, что он воспроизведен с руки самой Литвиновой - тогда ей респект). Некоторые кадры как будто бы точно взяты из фильмов Муратовой, особенно в начале мне показалось, что я смотрю римейк "Чувствительного милиционера". И художественные приемы - те же, что обожает Муратова. Это неподвижные лица, это троекратные повторы, это красные платья.
Музыка классная, да! Специально посмотрела, кому спасибо, композиторы - Игорь Вдовин, Земфира Рамазанова и Ник Кейв.
Очень хорошо сыграли все мужчины - Суханов, Хабенский, Краско, Сухоруков, и даже Ульянов. Особенно зацепил Суханов - с такой тоской он смотрел внутрь себя, в свою уже мертвую любовь, что невольно начинаешь верить, что у мужчин тоже может быть сердце, и оно может даже болеть. Сухоруков постарался - у его героя были совершенно безумные, бездонные, полные отчаяния глаза человека, живущего на грани - нет, даже за гранью.
Хабенского я любого люблю и ничего про него не скажу. Краско тоже.
Все равно, посмотрев фильм, в голове зудит вопрос: для чего Рената Литвинова сняла этот фильм. Почему Богиня? Почему выбрана такая рифма: любовь-кровь? Почему взята мужская любовь - совершенно неизведанная и темная субстанция, а не женская - про которую у Ренаты явно есть, что сказать.
Масса вопросов, масса….
***
Официальный сайт фильма
О кино
Еще раз о кино (читать обязательно)
|